Качественный ремонт строительного фена своими руками

Как выполнить ремонт строительного фена?

Во время ремонта и монтажа различных конструкций строительный фен используется для разогрева застарелых лакокрасочных покрытий, которые по-другому будет сложно удалить с поверхности.

Также его применяют на строительстве при пайке металла и во время работы с пластиковыми трубами, которым при нагревании можно придать нужную форму изгиба.

Обратите внимание

Однако стоит учитывать, что строительный фен – сложное устройство и при неправильной эксплуатации оно может получить серьезные повреждения, устранение которых потребует траты времени и сил.

Самостоятельное выполнение ремонта оборудования может стать необходимостью в случае, если срок гарантии уже истек, или у вас нет возможности останавливать работы на тот период, пока устройство будет находиться в сервисном центре. В такой ситуации вам необходимо знать, как диагностировать поломку и проводить ремонт.

Устройство строительного фена

Основными элементами любого подобного устройства являются:

  • нагревательный элемент;
  • небольшой двигатель;
  • вентилятор.

Воздух нагнетается вентилятором и проходит через нагревательный элемент, приобретая нужную температуру, и выходит через сопло.

Такое устройство отличается от фена, которым мы сушим волосы, только мощностью, в остальном они работают по схожему принципу.

Для расчета производительности используется показатель пропускной способности: сколько литров воздуха может проходить через оборудование в минуту.

Дополнительный функционал обеспечивает удобство в работе и в тоже время усложняет его устройство. В числе таких функций может быть:

  • световой индикатор уровня нагрева;
  • возможность регулировки температуры;
  • возможность регулировки силы воздушного потока;
  • сменные насадки для работы с различными материалами.

Если вы имеете дело с моделью, функционал которой значительно расширен, то имеет смысл обратиться к специалистам по ремонту. Поскольку диагностика и замена деталей в этом случае может потребовать специальных знаний.

Диагностика поломки

Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. При перекручивании шнура может произойти его залом, а слишком долгая работа может привести к перегреву оборудования.

Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего:

  • поломка шнура питания в месте перегиба;
  • дефект кнопки пуска и других элементов управления;
  • перегорание внутренних проводов;
  • нарушение целостности нагревательного элемента;
  • перегорание или перегрев двигателя и вентилятора.

Самыми сложными поломками считаются как раз неисправность двигателя и вентилятора – их, скорее всего, придется заменить. При этом найти необходимые детали бывает довольно сложно.

Как обнаружить неисправность?

Строительный фен не включается или работает не в полную мощность? Значит, в первую очередь, необходимо осмотреть оборудование. Проверяем целостность провода питания, вилки, функционирование кнопок включения и регулировки температуры.

Далее испытываем оборудование при работе в различных режимах.

  • Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали.
  • Если же воздух совсем не подается, возможно, произошла поломка вентилятора или двигателя.

Чтобы уточнить причину поломки может появиться необходимость выполнить разбор электроприбора. Тогда вам понадобится фотоаппарат: кадры поэтапного разбора конструкции помогут потом правильно собрать устройство.

Ремонт строительного фена своими руками

Приступать к починке оборудования можно сразу, как только будет проведена диагностика. Для этих целей вам может понадобиться отвертка и паяльник, а также детали, которые подлежат замене.

  • Замена спирали (ТЭНа) обычно не вызывает особых сложностей. В этом случае стоит учитывать значение сопротивления.
  • Проводники, которые отсоединились, можно закрепить в нужное место с помощью паяльника.
  • Если необходимо произвести замену конденсатора, то подбирать нужную деталь стоит по емкости и номинальному значению напряжения.
  • Неисправность электродвигателя в основном решается его заменой, однако выполнить ее не так просто.

Для замены внешнего провода вам также понадобится разобрать корпус устройства и отсоединить сначала поврежденный провод. Во время работы старайтесь все детали складывать в одну емкость, чтобы ничего не потерялось. Если у вас есть какие-либо сомнения в собственном умении выполнять ремонт, то восстановление работы своего строительного фена лучше доверить специалистам сервисного центра.

Источник: https://stroypomochnik.ru/kak-vypolnit-remont-stroitelnogo-fena/

Ремонт спирали строительного фена своими руками

В этой статье мы расскажем вам о строительных фенах, причинах их основных неисправностей, способах их устранения. Кроме того, опишем некоторые способы модернизации и доработок, которые можно сделать с вашим инструментом.

Схема фена

На рисунке, представленном ниже, показана электрическая схема строительного фена.

Основными элементами инструмента являются двигатель, вентилятор и нагревательный элемент.

Нагревательный элемент для фена

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена.

В качестве материала спирали обычно используют нихром.

Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.

Неисправности строительного фена

При интенсивном использовании инструмента нередки его поломки. Они бывают самыми различными. Мы сейчас расскажем, как разобраться, что конкретно может сломаться.

Первым делом нужно провести визуальный осмотр фена. Пристальное внимание следует обратить на кнопки, переключатели, шнур питания, вилку.

Довольно частой причиной поломки является нарушение изоляции или обрыв провода в местах соединения с корпусом. При повреждении провода его нужно зачистить в этом месте и заизолировать клеящей лентой.

Важно

При неисправности кнопок включения и переключения температурных режимов их следует заменить на новые.

Если же причина не в этом, тогда следует провести диагностику работы инструмента в разных режимах. Фен может подавать только холодный воздух. В этом случае требуется осмотреть нагревательный элемент прибора – спираль.

При отсутствии подачи воздуха ваше внимание следует обратить на вентилятор или двигатель. Замена нагревательного элемента, вентилятора или проводов сама по себе несложная и недорогостоящая процедура, чего не скажешь о замене электродвигателя.

При его поломке ремонт фена становится бессмысленным.

Доработка строительного фена

В процессе работы пользователя могут не устроить некоторые конструктивные заводские решения, поэтому он принимает решение доработать фен.

Вообще, модернизация инструмента может быть направлена на определенные цели. Некоторые из них мы приведем ниже:

  • Возможность применения различных насадок.
  • Регулировка силы воздушного потока при монтаже мелких деталей.
  • Сделать независимым отключение спирали от вентилятора и наоборот – для быстрого охлаждения инструмента.

Поговорим отдельно о вариантах доработки различных элементов конструкции инструмента

  1.  Нагревательный элемент. Здесь возможно удаление стандартной нагревательной спирали и замена ее на термопару. Чтобы это сделать, необходимо удалить спираль вместе с двумя проводами белого цвета, идущими на питание двигателя.

    Термопредохранитель подключается обжимкой к противоположному концу спирали. Сама термопара должна пройти через свободный канал. Ее конец должен быть подключен к плате винтами.

  2. Блок управления двигателем.

     В этом блоке управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Те, в свою очередь, зависят от напряжения. Самым простым будет управление через ШИМ (широтно-импульсная модуляция).

    В этом случае интеллектуальный транзистор необходимо заменить на полевой с «логическим входом».

Ремонт строительных фенов

При эксплуатации инструмента проявляются определенные неисправности. Разберем на примере опыта пользователя фена фирмы «Интерскол». Что может ожидать вас в будущем?

  • На первом году жизни фена стала невозможной регулировка температуры – причина крылась в перегреве симистора и выходе его из строя.
  • Привычный уже нам перелом кабеля питания в точке примыкания к корпусу инструмента. Эта проблема решается путем установки кабеля в двойной резиновой изоляции.
  • Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Причиной мог быть как заводской брак, так и перетирание нихромовой обмотки о края керамики вследствие процессов нагрева-охлаждения. В процессе замены обмотки пришлось заменить и термопредохранитель, сработавший при внезапной остановке двигателя.
  • К концу второго года эксплуатации вышли из строя подшипники скольжения в двигателе.

Это обычный список неисправностей, которые могут возникнуть в устройстве на протяжении трех лет эксплуатации инструмента. Кроме этого, были другие незначительные дефекты вроде пропадания напряжения на спирали нагревательного элемента. Это не значит, что это все проявится именно у вашей модели фена, но это те вещи, на которые следует обратить внимание при покупке и эксплуатации фена.

В этой статье мы постарались максимально осветить все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации фена. Покупать этот инструмент или нет – как всегда, решать только вам.

Источник: http://pro-instrument.com/ruchnoj/dorabotka-i-remont-stroitelnogo-fena-svoimi-rukami.html

Ремонт строительного фена своими руками

 Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве  как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно  и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению  данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему рис.1  строительного фена:

рис.1

Одна диагональ  диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

 Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя управление скоростью обдува — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя вентилятора — М;
  • конденсатора — С;
  •  ТЭНов — RТЭН;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему  одной диагонали моста  выпрямленный ток двух потенциалов +,- поступает на электродвигатель.  При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть,  при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается в связи с падением напряжения.

Количество ТЭНов  нагревателей в данной схеме — четыре.  Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев  ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

рис.2

Совет

Следующая  электрическая  схема строительного фена рис.3,  — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост.  Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в  переходе  анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление,  —  ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа ТЭН2.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2,  напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, —  будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа  для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2.      Нагрев  ТЭНа ТЭН1 для данного участка,  так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

рис.3

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения.   Так например,  причина неисправности  конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя перегорание обмотки.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов  тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки отсутствие контакта.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором  » Мультиметр».

 При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее.  При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора.  Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом.  В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность  как  перегорание ТЭНа.    Замена ТЭНа  проводится  с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям.   Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

  • пылесоса;
  • строительного фена,

— ничем не отличается.   Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя.   Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

                                                                                                                                                         рис.4

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке рис.4 и схематическом изображении ротора электродвигателя.

             асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя рис.5  выглядит следующим образом:

                                                                                                         рис. 5

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Обратите внимание

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно.   Две графитовые щетки  в контакте —  в электрическом соединении с коллектором  ротора  электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается  на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт  щетка — коллектор.

                                                                                                                                                                                   диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя.   Таким способом   проверяется целостность  либо пробой изоляции обмоток статора.   То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником  статора.

В  том случае,  если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания нулевое значение сопротивления.   Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это  еще не будет означать,  что данная обмотка статора является  пригодной   к  эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток.   Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора.

  При целостности обмоток, дисплей прибора  укажет на  значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка.   При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу».

Важно

  Если провода  обмотки статора  между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее нулевое значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

                                                                                                        рис. 6

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть  нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором.   Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

                                                                                                                                                                   износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? —  Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких  медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора  незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой.   Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                          рис. 7

Электрическая схема рис.7  состоит из батареи и лампочки,  данная схема сопоставима со  схемой карманного фонарика.

Совет

  Один конец провода с отрицательным потенциалом  соединяется с сердечником  статора,  другой конец провода с положительным потенциалом  соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора.

  Если провода соединить наоборот, то есть  «плюс» к сердечнику статора,  «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии  пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником,  —  лампочка  в  данной электрической схеме будет гореть.   Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит  обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования рис.7 — не полный.   Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

На этом пока все.

Источник: http://zapiski-elektrika.ru/landhavt/remont-stroitelnogo-fena-svoimi-rukami.html

Доработка строительного фена

   Строительный фен, в радиолюбительстве незаменимая вещь. Не буду перечислять все возможности использования, я его купил, когда пришлось упаковывать 3м гибкой шины в термоусадочную трубку. Взял самый дешевый по тому, что использовать его намеревался не в профессиональных, а  любительских целях.

С первой задачей, (упаковка гибкой шины), фен справился прекрасно, и я даже порадовался за удачную покупку.

Потом были еще, какие то применения, и в один прекрасный момент было замечено, плохое включение на повышенной мощности.

 Быстренько раскидав его на запчасти, убедился, что причина в переключателе, (плохой контакт клемм сделал свое дело). 

Замена переключателя не была проблемой, проблема была в другом. Перед глазами лежала «заготовка», которую можно было модернизировать под свои запросы.

  1. Чтобы была возможность применять насадки, необходима стабилизация температуры.
  2. Для применения в монтаже радиодеталей, необходимо менять силу воздушного потока.
  3. Чтобы сложить фен в коробку, он должен остыть. То есть, должна быть возможность отключения нагрева спирали, без выключения вентилятора.
  4. В свою очередь работа одного вентилятора, дает возможность использования фена для охлаждения чего-либо, и т.д.

Собственно, все выше изложенное и было внедрено в корпус самого дешевого фена. 

Включение питания фена.

После включения питания, устанавливается режим охлаждения:

  • Нагрев спирали отключен.
  • Вентилятор работает на первом положении скорости.
  • Установлен нижний предел уставки температуры воздушного потока.
  • На семисегментном индикаторе высвечивается температура воздушного потока.
  • Светодиод «температура», показывает выше или ниже уставки, температура воздушного потока. Если температура выше уставки,- светит зеленый. Если ниже,- красный. 

?

Установка температуры воздушного потока.

Температура воздушного потока, устанавливается при помощи кнопок +/-.

Минимальная уставка 60*С, максимальная 630*С.

Изменение температуры происходит с шагом 10 градусов.

Первое, кратковременное нажатие на кнопки изменения температуры, включает меню уставки температуры. Последующие кратковременные нажатия кнопок +/-, будут изменять уставку температуры с дискретностью 10 градусов. В случае удержания кнопки, больше одной сек., включается ускоренная прокрутка значений уставки.

Если кнопки не нажимались более одной секунды, происходит автоматический возврат в меню индикации температуры воздушного потока.  

Изменение скорости воздушного потока.

Изменение скорости производится при помощи кнопок +/-, и имеет семь градаций. При удержании кнопки более одной секуны, включается ускоренная «прокрутка».

Индикатор скорости представляет из себя линейку светодиодов. 

Количество светящихся светодиодов, пропорционально скорости воздушного потока.

Включение нагрева спирали.

Включение нагрева, производится при помощи кнопки «нагрев». 

Каждое нажатие кнопки, будет включать или отключать нагрев спирали.

Свечение красного светодиода показывает, что нагрев спирали, включен.

Отсутствие свечения,- нагрев отключен.

Конструкция и детали.

Обратите внимание

Вся конструкция регулятора температуры и скорости воздушного потока, собрана на двух платах. 

На первой:

  • Импульсный блок питания. На выходе имеет +16В для питания мотора вентилятора,    и два по +5В, для питания цифровой и аналоговой частей регулятора.
  • Симисторный регулятор, мощности нагрева спирали фена. Используется метод пропуска периодов сетевого напряжения, с равномерным распределением во времени.
  • Силовой ключ, ШИМ регулятора оборотов мотора вентилятора. Используется аппаратный ШИМ микроконтроллера, частотой 30кГц.

?

?

На второй: 

  • Блок управления и индикации. Включает в себя, пять кнопок управления, один трехразрядный семисегментный индикатор измеренной температуры воздушного потока, и ее уставки. Десять светодиодов, из них семь,- линейка индикации скорости воздушного потока. Два,- индикатор состояния температуры (выше, ниже уставки). Один,- индикатор включения нагрева спирали.
  • Усилитель термопары, и МК. 

?

?

Обе платы выполнены по методу лазерно-утюжной технологии. Первая плата с односторонним монтажом радиодеталей, крепится пайкой, на клеммах мотора вентилятора. Вторая, с двухсторонним монтажом, крепление при помощи четырех саморезов к крышке корпуса фена. Она же является лицевой панелью модуля управления.

Электрическая схема.

Вся схема разбита на семь функциональных узлов:

  1. Импульсный блок питания.
  2. Блок управления нагревом спирали.
  3. Блок усилителя термопары.
  4. Нагревательный элемент и термопара.
  5. Блок управления двигателем вентилятора.
  6. Микроконтроллер.
  7. Модуль ввода-вывода.

?

Импульсный блок питания.

Блок питания собран на микросхеме TOP224, по оригинальной схеме 

Блок питания обеспечивает схему тремя напряжениями:

16v – для питания мотора вентилятора, максимальный ток 1А.

5vc – для питания цифровой части схемы, ток до 0,5А.

5v  – для питания аналоговой части схемы, ток до 0,05А.

Узлы самостоятельного изготовления, дроссель L1 и  трансформатор TV1. Дроссель намотан на каркасе «катушка», и должен иметь индуктивность до 10мкГн, а также иметь возможность пропускать соответствующий ток 1,5А.

Трансформатор взят с 20ватной энергосберегайки. Центральная часть сердечника 5х5мм. Число витков первичной обмотки подбиралось по «калькулятору лысого». И в моем случае составила 72 витка. Моталось проводом диаметром 0,23мм.  Вторичная обмотка имеет 8 витков сложенных в четверо, того-же провода 0,23мм.

Обмотка обратной связи имеет 7 витков, так же сложенного в четверо провода. При максимальной нагрузке, когда вентилятор питается от полного напряжения 16В, начинает нагреваться трансформатор и микросхема TOP224. Однако, в виду пропорционального увеличения охлаждения, (потока воздуха), температура не превышала 45*С, при окружающей температуре 32*С.

Измерения проводились инфракрасным термометром DT8220, кстати, очень удобным в этом отношении.

Конечно же, перед самостоятельным изготовлением таких трансформаторов желательно проштудировать соответствующую литературу. Т.к. многие моменты, сборки и намотки трансформатора здесь не рассматриваются.

Блок управления нагревом спирали.

Схема управления нагревом спирали, построена на симисторе BTA41-600. 

Взята из даташита на MOC3063, и особенностей не имеет. Оптрон с детектором нуля сетевого напряжения, обеспечивает «тихое управление нагрузкой». Но в виду того, что нагрузка порядка двух киловатт, то лампа накаливания, включенная в ту же розетку, будет «показывать» работу ПИ регулятора (попросту будет слегка помаргивать). 

Блок усилителя термопары.

Схема усилителя термопары собрана на операционном усилителе AD8551. 

На этот раз схема включения взята не из даташита, но довольно стандартна. Задача усилителя, усилить ЭДС термопары, по этому емкость ООС С10, имеет большое значение при фильтрации импульсных помех.

Важно

Фильтр нижних частот на выходе U4, подавляет 50герцовую составляющую выходного сигнала. Коэффициент усиления подбирается при помощи резистора R24 (грубо).

 Более точное вычисление происходит уже программно.

Нагревательный элемент и термопара.

Конструкция нагревательного элемента, претерпела легкое изменение. Была удалена спираль питания двигателя вентилятора. И вставлена термопара.

На фото девственное состояние нагревателя, состояние после переделки, к сожалению не увековечилось. Но там ничего сложного нет. Белые провода, идущие на питание мотора, – удаляются в месте со своей спиралью.

Термопредохранитель подключается при помощи обжимки (не пайки), к противоположному концу спирали имеющей сопротивление 33 Ома.  Черный провод дополнительной спирали, просто откусывается, а конец спирали остается в керамике.

Красный провод остается нетронутым.

Термопара пропускается через освободившийся канал, где раньше был термопредохранитель. Конец термопары с холодным спаем подключается к плате при помощи винтов. Холодный спай спрятан под красной термоусадочной трубкой. Температура холодного спая контролируется внутренним термометром МК. И на практике имеет не большую разницу, (1-2*С).

Блок управления двигателем вентилятора.

Управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Обороты в свою очередь зависят от питающего напряжения. Одним из простых способов управления является ШИМ (широтно-импульсная модуляция). 

Аппаратный ШИМ обеспечивает МК. Частота выбрана 30кГц, что дает возможность обойтись без драйвера управления ключом. В качестве ключа, использован интеллектуальный транзистор  BTS113A. И может быть заменен полевым транзистором с «логическим входом».

Микроконтроллер.

В схеме использован МК PIC16F1823, это четырнадцативыводный камень. Тактовая частота 30МГц, что позволяет довольно шустро, обрабатывать поступающую информацию.  Выводы RA0, RA1, RA3, не используются, оставлены на развитие (если будет).

Модуль ввода-вывода.

Совет

В виду малого количества выводов у МК, и большого количества элементов индикации и ввода (кнопок), было решено использовать сдвиговой регистр 74HC164.

Транзисторы VT1-VT4 выпаяны из какой то платы, и по обозначению на корпусе подходят под BC817 или BC337, в корпусе SOT23.

Светодиоды LED1-LED10, так же в SMD исполнении, но могут быть заменены на 3мм, без значительного изменения печатной платы.

Вопросы задаем на форуме.

Ссылка для скачивания доступна только авторизованным пользователям сайта !

Ссылка для скачивания доступна только авторизованным пользователям сайта !

П.С. Эта статья представлена не столько для повторения, сколько для стимула к поиску новых подходов и решений, при создании своих любительских конструкций. 

Источник: https://chipmk.ru/index.php/razdely/81-dorabotka-stroitelnogo-fena

Ремонт строительного фена – помогаем сами своему инструменту

Используется инструмент чаще всего в сфере ремонта и строительства. Например, при помощи инструмента можно разогревать старый лак или краску, что облегчает ее удаление. Также он может с легкостью сваривать пленку, паять металлические детали, сгибать трубы из пластика. Часто он используется в обработке дерева.

Устройство строительного фена несложное и понятное рядовому мужчине. Основное отличие данного инструмента от, например, паяльной лампы заключается в отсутствии горения внутри инструмента, а значит, для его работы не используется какое-либо топливо.

Внутри прибора можно обнаружить небольшой двигатель, нагревательную спираль и вентилятор. Горячий воздух при этом выходит через сопло. Производительность фена зависит от того, сколько литров воздуха может прогнать устройство в минуту.

Большое количество моделей может быть оснащено дополнительными функциями: регулировка потока воздуха, точная регулировка температуры, выбор необходимого рабочего режима. Еще фен может иметь специальный светодиодный индикатор, определяющий температуру нагрева устройства, а также различные насадки.

Поломка фена может случиться в любое время, особенно при ненадлежащем и небрежном его использовании. Ломается в основном шнур питания (при постоянном перегибе), кнопка включения устройства или переключения температуры, могут переломаться или перегореть провода внутри устройства, перегореть двигатель или вентилятор.

Во время использования строительного фена температура может плохо регулироваться или не регулироваться вообще. Все проблемы с инструментом случаются от его неправильного использования, но если уж случилась такая неприятность, постараемся рассмотреть первую помощь в такой ситуации.

Если разобраться в устройстве прибора, то отремонтировать строительный фен своими руками не сложно. Причем, ремонт может получиться более дешевым. Хотя если вы сами не разбираетесь в инструментах, то лучше воспользоваться услугами сервиса, иначе велика вероятность, что инструмент больше не заработает вовсе.

Прежде чем начинать ремонт строительного фена своими руками, необходимо внимательно осмотреть устройство и определить причину поломки. Осмотреть нужно все кнопки-переключатели, провод питания и вилку. Если провод поврежден, то его нужно заменить новым. Если неисправна кнопка включения и переключения температур, нужно только найти аналог поломанной кнопки.

Далее производится анализ работы фена в разных положениях. Если фен подает воздух, но он холодный, необходимо осмотреть спираль, если воздух не подается, то нужно осмотреть двигатель или вентилятор. Однако для определения ряда неисправностей внешнего осмотра будет мало.

Перед тем, как самому отремонтировать строительный фен, необходимо приготовить фотоаппарат (запечатлеть все этапы разборки устройства), а также необходимые инструменты (отвертки, паяльник). Для того, чтобы отремонтировать внутренние неполадки, может пригодиться также схема строительного фена.

Обратите внимание

Проводки, вентилятор или спираль в фене заменить просто, а вот если сгорел двигатель, то такой прибор отремонтировать уже практически невозможно. Если сгорела какая-либо деталь внутри устройства, то найти и заменить ее поможет специальный тестирующий прибор и электрическая схема строительного фена.

Источник: http://ogodom.ru/remont-stroitelnogo-fena-svoimi-rukami-shema.html

Ремонт строительного фена – помогаем сами своему инструменту

≡  9 Март 2017   ·  Рубрика: Дача   

Фен строительный считается инструментом для электрических работ, который может давать горячий воздух в форме направленной струйки.

Его нужно согласно правилам подбирать, потому как на случай неисправности его потребуется ремонтировать, а ремонт как правило имеет более большую цену, чем приобретение хорошего инструмента. Ремонт ремонтного фена разрешено делать как самому, так и отдать сломанный инструмент в специализированный технический сервис.

Устройство ремонтного фена – изучаем анатомию прибора

Применяется инструмент очень часто в области ремонта и строительства. К примеру, с помощью инструмента можно разогревать устаревший лак или краску, что делает легче ее убирание. Также он может очень легко сваривать пленку, паять детали из металла, сгибать пластиковые трубы. Нередко он применяется в деревообработке.

Устройство ремонтного фена простое и ясное рядовому мужчине. Главное отличие этого инструмента от, к примеру, паяльной лампы состоит в отсутствии горения в середине инструмента, а это означает, для его работы не применяется какое-либо горючее.

В середине прибора можно выявить не очень большой мотор, нагревательную спираль и вентилятор. Горячий воздух при этом выходит через сопло. Продуктивность фена зависит от того, сколько литров воздуха может прогнать устройство за минуту.

Значимое количество моделей может быть оборудовано добавочными функциями: регулировка воздушного потока, точная температурная регулировка, подбор нужного режима функционирования. Еще фен как правило имеет специализированный светодиодный указатель, определяющий температуру нагрева устройства, а еще разные насадки.

Фен строительный – собственными руками и чиним, и ломаем

Неполадка фена может произойдет когда будет угодно, тем более при ненадлежащем и небрежном его применении. Отламывается как правило шнур питания (при систематическом перегибе), кнопка включения устройства или переключения температуры, могут переломаться или перегореть провода в середине устройства, перегореть мотор или вентилятор.

Во время применения ремонтного фена температура может плохо меняться или не меняться вообще. Все трудности с инструментом случаются от его смутного применения, однако если уж случилась подобная неприятность, попытаемся рассмотреть первую помощь в подобной ситуации.

Если хорошо подумать в устройстве прибора, то отремонтировать ремонтный фен собственными руками не тяжело. Причем, ремонт может выйдет более недорогим. Хотя если например вы сами не разбираетесь в инструментах, то прекрасный вариант воспользоваться услугами обслуживания, иначе существует вероятность, что инструмент больше не заработает совсем.

Ремонт ремонтного фена – диагностика и излечение вашего инструмента

Перед тем как начинать ремонт ремонтного фена собственными руками, нужно тщательно осмотреть устройство и найти причину неисправности. Осмотреть необходимо все кнопки-тумблеры, провод питания и вилку. Если провод повреждён, то его необходимо поменять новым. Если неисправна кнопка включения и переключения температур, необходимо лишь найти подобие неисправной кнопки.

Дальше выполняется тест работы фена в различных положениях. Если фен подает воздух, но он холодный, нужно осмотреть спираль, если воздух не подается, то необходимо осмотреть мотор или вентилятор. Однако для определения ряда поломок внешнего осмотра будет недостаточно.

Прежде чем самому отремонтировать ремонтный фен, нужно приготовить фотоаппарат (сохранить все шаги разборки устройства), а еще инструменты которые понадобятся (отвертки, паяльный аппарат). Для того, чтобы отремонтировать внутренние поломки, может понадобиться также схема ремонтного фена.

Доработка ремонтного фена состоит в осмотре устройства на наличие пятен, испортившихся деталей, мест с ржавчиной. В первую очередь обращается внимание на цельность спирали и проводков устройства.

Важно

Проводки, вентилятор или спираль в фене поменять просто, а вот если сгорел мотор, то подобный прибор отремонтировать уже как правило невозможно. Если сгорела какая-либо деталь в середине устройства, то найти и ее заменить сможет помочь специализированный тестирующий прибор и электросхема ремонтного фена.

На видео показано, как самому отремонтировать фен строительный

Источник: http://tooran.com.ua/dacha/remont-stroitelnogo-fena-pomogaem-sami-svoemu.html

Как изготовить строительный фен своими руками

Нередки случаи, когда для выполнения многих строительных работ необходимо использование электрических инструментов, в том числе и строительного фена.

Этот инструмент можно купить уже готовый в магазине. Не исключена также возможность того, что можно строительный фен своими руками изготовить.

Особенность и применение инструмента

Инструмент обладает довольно простой конструкцией. Несмотря на это, область его использования довольно обширна:

  • приклеивание виниловой пленки;
  • удаление слоя старой краски;
  • подсушивание только что нанесенной краски;
  • придание необходимой формы изделиям из пластика;
  • соединение краев пластмассовых поверхностей;
  • удаление или приклеивание шумо — и виброизоляции в транспортном средстве;
  • сварка или резка покрытия из линолеума;
  • пайка мелких радиодеталей;
  • выравнивание поверхности небольших вмятин на автомобиле;
  • подсушивание слоя клея;
  • разогрев замерзших труб водопровода или канализации;
  • разжигание мангала или печи;
  • выдувание пыли, накопившейся внутри ПК и пр.

Это только основные варианты применения устройства. Это стало возможным благодаря тому, что этому виду электрического инструмента присущи такие свойства и функции:

  1. Регулирование уровня температурного режима. Если говорить о бытовых моделях, данную функцию может выполнять обычный тумблер или переключатель (минимум — максимум). Промышленный инструмент обладает специальным электронным устройством, которое осуществляет выключение фена в случае его перегревания.
  2. Индикация температуры. Большинство моделей не обладает этой функцией. Есть такие виды работ, для выполнения которых необходимо точное регулирование температуры нагрева инструмента. В связи с этим есть модели строительных фенов, конструкция которых оборудована специальными индикаторами на светодиодах или жидкокристаллической панелью. Обычно панель можно встретить на недорогих моделях.
  3. Регулирование силы воздушного потока. Наличие этой функции обеспечивает возможность подачи струи воздуха необходимой силы при выполнении определенного вида работы.

Конструкция, виды и принцип работы

Одной из отличительных особенностей механизма является простота устройства строительного фена. Основные рабочие элементы инструмента:

  1. Нагревательный элемент для фена строительного. Представлена в виде спирали, которая выполняет функцию нагрева поступающего воздуха до установленной температуры. В разных моделях уровень нагрева может колебаться в диапазоне 50 — 700 градусов.
  2. Корпус. Как правило, на нем располагается регулятор нагрева воздуха.
  3. Вентилятор. Выполняет функцию охлаждения воздушного потока.

В продаже можно встретить несколько видов технических фенов:

  1. Бытовой. Обладает возможностью переключения мощности в трех режимах. Диапазон рабочей температуры колеблется в пределах 50 — 500 градусов. С его помощью можно выполнять такие виды работ, как снятие старой краски, приклеивание виниловых обоев, склеивание пластиковых поверхностей и др. Инструменты этого вида обладают простой конструкцией и доступной ценой.
  2. Профессиональный. Обладает возможностью плавного переключения мощности. Способен подавать как горячий, так и холодный поток воздуха. Максимальная температура нагрева достигает 700 градусов. Конструкция оснащена индикатором, который предотвращает возможность перегрева инструмента. Этот вид фена может использоваться при выполнении кровельных видов работ, укладки напольных покрытий, пайки медных труб или сваривания изделий из пластика.
  3. Промышленный. Имеет самую высокую мощность. Его конструкция может иметь второе сопло, через которое подается поток холодного воздуха. Его цена довольно высока, но стоимость окупается за короткое время.

Он предназначен для изменения структуры рабочего материала. Для этого используется струя горячего воздуха, которая подается под сильным давлением.

Возможность самостоятельного изготовления

Как уже было сказано ранее, инструмент можно купить в магазине, а можно изготовить самостоятельно. На том, как сделать самодельный строительный фен своими руками, хотелось бы остановиться более подробно.

Перед тем, как сделать фен в домашних условиях своими руками, рекомендуется приготовить все необходимые для работы инструменты и рабочие элементы:

  • корпус старого фена для сушки волос (специалисты не рекомендуют использовать корпус из пластика. Наиболее оптимальным вариантом будет корпус из металла или керамики);
  • лопасти из металла для изготовления вентилятора;
  • проволока из нихрома, которая будет использована для выполнения нагревательного элемента;
  • небольшой отрезок трубы резиновой;
  • монтажный кабель длиной 1, 5 — 2, 0 метра;
  • металлическое сопло.

Из старого корпуса вынуть все внутренние элементы. В противном случае не исключена возможность их расплавления и возникновения короткого замыкания.

Теперь можно приступить к проведению основных видов работ по изготовлению такого инструмента, как самодельный фен.

Для того чтобы изготовить нагревательный элемент, необходимо намотать нихромовую проволоку на основание из керамики.

Следует отметить, что чем плотнее намотка проволоки, тем выше будет температура нагрева фена.

По завершении работы концы проволоки необходимо вывести наружу таким образом, чтобы они не прикасались друг к другу. Если не выполнить это условие, может возникнуть короткое замыкание.

Каждый из выведенных концов соединяется со шнуром, который будет вводиться в электрическую сеть. Это не должно делаться при помощи пайки, а плотного скручивания с последующей изоляцией отрезка соединения.

Источник: https://pochini.guru/instrument/kak-izgotovit-stroitelnyiy-fen

Ремонт строительного фена Интерскол ФЭ-2000

Фен строительный (технический) – ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала.

Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию.

Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Совет

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува.

Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач.

Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный.

Причина поломки – перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты.

Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.

Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня.

Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил.

Обратите внимание

Установка нового кабеля КГ 2×1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения.

Обмотка разорвалась – двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки.

Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя.

К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C.

Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент.

Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички.

Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

Важно

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора.

Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно.

Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.

Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.

Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.

Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).

Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.

Плата DB3011.

Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение).

В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный.

Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать.

Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом.

Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.

Двигатель с крыльчаткой.

Крыльчатка из пластмассы крупным планом.

Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.

Крыльчатка с вала снята. Двигатель демонтирован.

Старый (слева, без маркировки) и новый (справа) двигатели.
Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.

Измерение родного двигателя.

 
Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника.

Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути – изготовим отдельный источник питания.

Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка – выходное напряжение.

Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства).

Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное – не расколоть феррит!

Совет

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода.

Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае – 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника.

Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем).

Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное – уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков.

По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет.

Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки.

Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку – наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.

Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.

Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.

Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).

Установка (склеивание) ферритового магнитопровода. Нанесение цапонлака.
Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).

Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).

Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье – ремонт паяльной станции Solomon SR-976). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора.

Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К.

Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом – наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным).

Обратите внимание

В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя.

Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.

Лампа накаливания подключена вместо спирали.

На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса – самый быстрый способ определить назначения выводов.

Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.

Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.

Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования.

Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая.

Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту.

Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

Источник: http://zakatayrukava.ru/stroitelstvoiremont/instrumentiioborudovanie/47-remont-stroitelnogo-fena-interskol-fe-2000.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector